В БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА» 30 ноября 2023 г. прошло заседание Ассоциации учителей истории, обществознания, истории и культуры Горного Алтая (далее – Ассоциация) очно по теме: «Использование анализа результатов оценочных процедур (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР) в повышении качества образования. Подготовка выпускников к ГИА по обществознанию в 9,11 классах».

На заседании приняли участие представители всех районов Республики Алтай и г. Горно-Алтайска в количестве 36 человек.

В ходе профессионального разговора рассмотрены следующие вопросы:

  1. Ключевые компетентности педагога в области совершенствования методики подготовки выпускников к ГИА в 9,11 классах, Соловьева Татьяна Васильевна, методист БУ ДПО РА «ИПК и ППРО РА».
  2. Анализ результатов оценочных процедур (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР) в 2023 году по истории и обществознанию, Шпека Ирина Александровна, учитель истории, обществознания МБОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайска», член экспертной комиссии по итоговой аттестации по истории; Боровкова Елена Викторовна, преподаватель БПОУ РА «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж имени М.З. Гнездилова», председатель экспертной комиссии по итоговой аттестации по обществознанию.
  3. Организация воспитательной и патриотической работы в урочное и внеурочное время - Знать. Гордиться. Любить. (Организация воспитательной и патриотической работы в урочное и внеурочное время), Жигульская Елена Вячеславовна, учитель истории, обществознания МБОУ «СОШ №13 г. Горно-Алтайска».
  4. Создание условий для формирования чувства патриотизма обучающихся через цикл классных часов и внеклассных мероприятий по истории. Любовь к Родине начинается с малого, Трифанова Ирина Владимировна, учитель истории, обществознания МБОУ «Теньгинская СОШ».
  5. Подготовка учащихся к олимпиаде по обществознанию, РПР по курсу «История и культура Горного Алтая», Соловьева Татьяна Васильевна, методист БУ ДПО РА «ИПК и ППРО РА».
  6. Мастерская уроков по истории, обществознанию, ИГА с использованием заданий по итоговой аттестации (Шебалинский, Усть-Канский, Чойский, Онгудайский районы):
  • Зачетно - контрольные уроки обществознания с использованием КИМ ОГЭ», Тайтыкова Руслана Владимировна, учитель истории, обществознания МБОУ «Козульская СОШ»;
  • Использование заданий ОГЭ на уроках обществознания в 8-9 классах, Чернаков Александр Анатольевич, учитель истории, обществознания МКОУ «Онгудайская СОШ им. С.Т. Пекпеева»;
  • Формирование понятийного аппарата через учебные кроссворды при подготовке к ГИА по истории и обществознанию, Екчебеева Мергеш Аухатовна, учитель истории, обществознания МКОУ «Боочинская СОШ»;
  • Мастерская уроков по истории, обществознанию, ИГА с использованием заданий по итоговой аттестации, Козырева Надежда Ештуевна, учитель истории, обществознания МБОУ «Дьектиекская СОШ».

В ходе общего обсуждения были озвучены вопросы подходов к отбору содержания, разработке структуры варианта диагностической работы для проведения оценки предметных и методических компетенций учителей истории, обществознания по подготовке учащихся к итоговой аттестации, вопросы реализации педагогического оценивания деятельности учащихся и применения инструментария объективной оценки образовательных результатов. Отмечались положительные и отрицательные результаты и задания, которые выполняли учащиеся в процессе сдачи итоговой аттестации в 2022-2023 году.

Коллеги также выделили главные аспекты движения ученика в процессе исторического познания. Это интерес  к предмету в целом в 5,6,7 классах, в 8-9 классах ситуация усложняется, активность спадает,  мотивация достижения в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных учащихся.  В  10-11 классах интерес приобретает практический характер, рассматривается с позиции необходимости в получении дальнейшего образования.

Учитывая все эти изменения в познании предмета, учителю важно включать в занятия разные формы учебной деятельности для развития интереса. Для подготовки учащихся к экзаменам выявлять общие и индивидуальные затруднения учащихся, совершенствовать формы и методы обучения, проводить предварительные диагностические работы, знакомить с нормативной базой, разработать собственную методическую систему с учетом индивидуальных особенностей класса и учеников, скорректировать свою работу с учетом проблемных зон.

В ходе работы Ассоциации педагоги обсудили роль учителя истории и обществознания в воспитании подрастающего поколения. Было отмечено, что проблема воспитания патриотизма и гражданственности  сегодня обретает особую значимость. России нужны люди, преданные своей стране. Формирование патриотических чувств детей происходит не только в семье,  но и в школе. От работы учителя в данном направлении зависит воспитание многих ценностей через работу на классных часах и другой внеурочной деятельности.

По итогам заседания Ассоциация были приняты решения:

  1. Создать условия в общеобразовательных организациях для реализации самостоятельной познавательной деятельности учащихся  системно-деятельностного подхода как одного из ключевых методологических принципов обновленных ФГОС ООО и СОО в рамках новых УМК по истории, обществознанию.
  2. Проводить системную  работу по подготовке учащихся к итоговой аттестации по истории, обществознанию, РПР по ИГА в форме создания «Портфолио ученика» и «Портфолио учителя».
  3. Организовать работу наставничества и поддержки молодых учителей истории, обществознания, ИГА по методической направленности, в том числе индивидуальному подходу к учащимся по подготовке к итоговой аттестации.
  4. Активизировать методическую работу учителей через  участие в проведении открытых уроков, мастер-классов, в различных профессиональных конкурсах.
  5. Продолжить работу по проведению мастер-классов в рамках проведения Ассоциации в целях обмена опытом и методическими находками в преподавании истории, обществознании, ИГА.
  6. Провести республиканские вебинары, семинары по итоговой аттестации по истории, обществознанию, связанные  с  изменениями, проблемными заданиями в 2024 году.
  7. Использовать на уроках истории, обществознания ИКТ и цифровые образовательные ресурсы, программы по историко-общественным дисциплинам.
  8. Районным методическим объединениям отметить учителей истории и обществознания, ИГА, активно работающих в 2023-2024 учебном году, список направить в Ассоциацию до 15 декабря 2023 года.
  9. Выразить благодарность и выдать сертификаты за обмен опытом и проведение мастер-классов: Жигульской Елене Вячеславовне, учителю истории, обществознания МБОУ «СОШ №13 г. Горно-Алтайска», Трифановой Ирине Владимировне, учителю истории, обществознания МБОУ «Теньгинская СОШ», Тайтыковой Руслане Владимировне, учителю истории, обществознания МБОУ «Козульская СОШ», Чернакову Александру Анатольевичу, учителю истории, обществознания МКОУ «Онгудайская СОШ им. С.Т. Пекпеева», Екчебеевой Мергеш Аухатовне, учителю истории, обществознания МКОУ «Боочинская СОШ», Козыревой Надежде Ештуевне, учителю истории, обществознания МБОУ «Дьектиекская СОШ».

Сертификаты за мастер-классы