РЕЗОЛЮЦИЯ августовского совещания работников образования Республики Алтай
«Формирование единой культурно-воспитательной системы в сфере образования Республики Алтай»
22 августа 2017 года в г. Горно-Алтайске состоялось августовское совещание работников образования Республики Алтай по теме: «Формирование единой культурно-воспитательной системы в сфере образования Республики Алтай», организованное Министерством образования и науки Республики Алтай. В работе совещания приняли участие более 400 работников образования, представители органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций из всех муниципальных образований региона.
В докладе министра образования и науки А.В. Бондаренко были сформулированы главные задачи на новый учебный год:
- совершенствовать механизмы планирования результатов воспитательно-образовательного процесса и с учетом особенностей и возможностей каждого ребенка и обеспечения их положительной динамики;
- развивать современные формы организации профессионального развития педагогов, позволяющей вырабатывать общие стратегии и ценностные смыслы проводимых изменений;
- внедрять в систему управления эффективные модели кооперации, позволяющие иметь точки роста, передовые практики по достижению ценностных ориентиров в воспитании подрастающего поколения;
- обеспечить научно-методическую поддержку развития оценки качества личностных результатов образования на уровне региона.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ А.В. БОНДАРЕНКО (Посмотреть)
В результате обсуждения приоритетных направлений формирования единой культурно-воспитательной системы в сфере образования Республики Алтай в ходе работы 6 презентационных и 4 переговорных площадок, практикоориентированного, экспертного и установочного семинаров участники совещания определили комплекс мер, рассмотрение, нормативно-правовое и финансово-экономическое обоснование которых должно быть обеспечено Правительством Республики Алтай, Министерством образования и науки Республики Алтай, органами местного самоуправления муниципальных образований, Республиканской организацией профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, образовательными организациями республики, в рамках закрепленных компетенций, в 2017- 2018 учебном году.
Формирование гражданской идентичности в современной социокультурной среде:
- создать условия для качественных изменений в системе духовно-нравственного воспитания обучающихся: переосмысления педагогических принципов, изменения способов воспитания и организационных форм работы, позволяющих создавать педагогические условия для глубокого формирования ценностно-смысловой сферы личности;
- расширить практику проведения массовых культурно-образовательных мероприятий, имеющих социальную значимость и направленных на духовную консолидацию общества с широким участием молодежи, общественных организаций и родительского сообщества;
- развивать систему ученического само(со)управления и детское движение, повышать роль и участие ученических коллективов в решении ключевых вопросов школьной жизни;
- использовать в воспитательной работе современные формы и технологии, в том числе: организация молодёжных пресс-центров; ведение блогов, групп в социальных сетях, посвященных патриотическим мероприятиям; организация информационных акций онлайн и офлайн; создание и использование мотивационных роликов (социальной рекламы) и др.;
- разработать систему критериев и показателей для осуществления мониторинга инновационного опыта образовательных организаций, направленного на выявление успешных практик воспитания и социализации обучающихся;
- провести мониторинг оценки качества организации условий достижения личностных результатов освоения основных образовательных программ начального и основного общего образования, в том числе оценки качества преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Формирование у обучающихся профессиональной идентичности, готовности к профессиональному выбору:
- разработать и реализовать в системе повышения квалификации учебные модули по моделированию программ курсов внеурочной деятельности с привлечением ресурсов образовательных организаций дополнительного образования, культуры и спорта;
- провести модернизацию дополнительных общеобразовательных программ с учетом современных социокультурных условий и образовательных потребностей детей и подростков;
- активизировать участие образовательных организаций в конкурсах федерального уровня для получения грантовой поддержки инженерно-технического, туристско-краеведческого и других направлений дополнительного образования;
-расширить возможности образовательных организаций в профориентационной работе с различными категориями обучающихся: одаренными, «группы риска», с ОВЗ;
- развивать сетевое взаимодействие для объединения образовательных ресурсов школ, учреждений дополнительного образования, организаций профессионального образования реализации образовательных проектов и социальных инициатив;
- организовать работу по содержательному наполнению образовательных программ каникулярного отдыха обучающихся с приоритетом профильной ориентации и, соответственно, подготовке квалифицированных кадров для их реализации;
- расширить возможности организации профильных смен, творческих и интеллектуальных конкурсов для способных и одаренных детей в целях выявления и поддержки высокомотивированных обучающихся в избираемых профильных видах деятельности.
Профессиональная среда как условие становления личности педагога:
- развивать и поддерживать в профессиональной среде педагогов формы, методы и способы сотрудничества и взаимодействия с коллегами, обучающимися и родителями, основанные на эмоционально-личностной вовлеченности в воспитательно-образовательный процесс, нормах профессиональной этики;
- содействовать повышению статуса методистов и методических служб, через организацию профессиональных конкурсов для методистов;
- создать просветительские, обучающие, творческие площадки для старшеклассников, студентов педколледжа и ГАГУ в целях привлечения в профессию и повышения имиджа педагога;
- оказывать поддержку проектных инициатив молодых педагогов для эффективной социальной и профессиональной адаптации молодых педагогов в соответствии с профессиональным стандартом;
- инициировать создание школьных клубов по интересам как общественных организаций учителей, родителей и учащихся, способствующих развитию традиций народной педагогики;
-усилить контроль за исполнением мер по социальной поддержке работников образования, в том числе молодых педагогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Алтай, как в виде денежных выплат, так и в части создания и улучшения жилищных условий.
Психологические аспекты педагогического взаимодействия в воспитании обучающихся:
- обеспечить повышение качества кадрового состава служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в условиях образовательных организаций;
- актуализировать изучение вопросов коммуникативной культуры участников образовательного процесса через методическую работу в образовательных организациях, органах управления образованием, на курсах повышения квалификации;
- развивать комплексное, многоуровневое психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения, имеющее междисциплинарную направленность (психология, дефектология, медицина, социальная педагогика) и включающее всех субъектов педагогического процесса;
- обеспечить внедрение эффективных форм педагогической деятельности по профилактике асоциального и антисоциального поведения, школьных рисков, агрессии, предупреждению табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ, формированию умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
- организовать работу по освоению и внедрению методов школьной медиации в образовательные организации республики;
- обеспечить комплекс психолого-педагогических условий для работы с одаренными детьми, включающий особенности проектирования образовательного процесса на основе моделирования ситуаций незавершенности и открытости деятельности;
- повышать воспитательный потенциал родителей через создание регионального отделения «Всероссийского родительского собрания»; организацию форм родительского общественного контроля, организацию родительского всеобуча с привлечением представителей государственных структур и общественных организаций.
О мастер-классах в рамках августовского совещания работников образования Республики Алтай 22 августа 2017 года
В рамках августовского совещания работников образования Республики Алтай проведено 8 мастер-классов. Это –4 заместителя по воспитательной работе, 2 педагога дополнительного образования, 2 воспитателя ДОУ из 7 муниципальных образований республики (2 педагога из Онгудайского, 1 – Турочакского, 1 – Кош-Агачского, 1 – Чойского, 1 – Улаганского, 1 – Чемальского районов и 1 педагог из г. Горно-Алтайска). Всего приняли участие в работе 50 педагогов.
Также были представлены 2 персональные выставки педагогов: «Без березы я не мыслю России, а будущее России – дети» - учителя начальных классов МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» Нуралиной М.А.; «Добрята» - учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайска» Шаповаловой С.Г.
Особый интерес у педагогов вызвал мастер-класс Енчиновой Аяны Григорьевны, заместителя директора по воспитательной работе МКОУ «Бельтирская СОШ» по теме «Наше воспитание – наша действительность». Он был проведен в форме групповой работы.
О работе презентационной площадки № 1«Детский сад и семья – единое образовательное пространство»
В работе презентационной площадки приняли участие руководители, воспитатели дошкольных образовательных организаций, специалисты муниципальных органов управления образования (23 человека).
Рассматривались вопросы по следующим направлениям:
- работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО;
- инновационные формы работы с родителями;
- социальное партнерство семьи и детского сада.
Всего было 6 выступлений.
Отметим, что по обозначенным направлениям большая работа проводится в таких детских садах как МБДОУ «Детский сад №8 «Сказка» общеразвивающего вида г. Горно-Алтайска», МБДОУ «Березка» с.Иогач, МБДОУ «Детский сад «Алтынсай»» с.Шебалино, МБДОУ «Коргонский детский сад».
Представленный опыт данных дошкольных образовательных организаций рекомендован для распространения через методические объединения и организацию стажировок в рамках курсов повышения квалификации.
О работе переговорной площадки № 4 «Психологические аспекты педагогического взаимодействия в воспитании обучающихся»
На площадке работали 18 человек, большинство педагогов-психологов. Работа проходила в форме дискуссии и мозгового штурма. Были обсуждены следующие вопросы:
- педагогическое взаимодействие в воспитании детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
- педагогическое взаимодействие в воспитании детей с ОВЗ и инвалидов;
- коммуникативная культура в образовательной организации в процессе воспитания одаренных детей.
Участники делились опытом работы и проблемами педагогического взаимодействия в воспитании обучающихся. (Вопиловская Н.П., зам. директора по психолого-социально-педагогической работе КОУ РА «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имени Г.К. Жукова», Медведева О.М., педагог-психолог МБОУ СОШ № 12 г. Горно-Алтайска, Конорева О.В., учитель начальных классов МБОУ «Верх-Бийская ООШ»).