В 2022 году работа Ассоциации учителей истории, обществознания, истории и культуры Горного Алтая Республики Алтай (далее Ассоциация) строилась согласно утвержденному плану работы на 2022 год, в соответствии с обновленным историческим материалом на основании Концепции преподавания истории России, принятой 23 октября 2020 года, Концепцией преподавания обществознания и обновленными ФГОС ООО. 

В состав Ассоциации учителей истории, обществознания, ИГА входит -127 ч.  

Поставленные цели и задачи перед Ассоциацией реализовались через следующие направления и формы работы:

  1. Изучение и применение нормативно – правовых документов в образовательной сфере в области исторического и обществоведческого направления в рамках обновленных ФГОС ООО;
  2. Изучение и разбор трудных разделов, вопросов, тем в рабочих программах по истории, обществознанию, ИГА;
  3. Организацию вебинаров, конференций, круглых столов, семинаров по изучению опыта работы учителей республики в сочетании с практическим показом видеоматериала и мастер-классов;
  4. Развитие методической компетентности учителей в области использования интерактивных технологий и электронных цифровых образовательных ресурсов (ЭОР), обеспечивающих достижение планируемых образовательных результатов;
  5. Распространение лучших образцов опыта педагогов по формированию и оцениванию образовательных результатов обучающихся;
  6. Изучение и распространение педагогического опыта через организацию республиканских профессиональных конкурсов;
  7. Организацию наставничества в работе с молодыми специалистами;
  8. Отчеты учителей по вопросам самообразования через анализ работы по индивидуальным программам профессионального развития;
  9. Повышение квалификации педагогов через систему курсов повышения квалификации, передачу опыта коллегам после обучения, проведение МО муниципальных образований по предметам (история, обществознание, ИГА, работы по профдефицитам в соответствии с ИОМ;
  10. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов на основе Профстандарта педагога.
  11. Активную деятельность в работе ежемесячных семинаров по финансовой и глобальной компетенции.

 

В 2022 году выросла доля педагогов, активно участвующих в работе Ассоциации.  Наметилась тенденция к анализу и учету результатов контроля при оценке деятельности, возрастанию роли внутренней оценки, самооценки, побуждающих к саморазвитию и усилению формирующего характера оценивания на уроках истории и обществознания. Это работа улучшилась в связи с   участием учителей истории, обществознания в рамках повышения квалификации через курсовую работу, вебинары, семинары, круглые столы. Улучшилась работа членов Ассоциации, несмотря на то, что курсы проводились в онлайн-режиме. Только осенние курсы по обществознанию проводились в очно-заочной форме. Количество учителей истории, обществознания, ИГА получивших инновационный уровень по итогам курсовой подготовки в БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА» в первом полугодии 2022 года составляет 19 человек, осенью на курсах таких учителей не выявилось.

 

Повысилась ответственность учителей к качественной подготовке аттестации на первую и высшую квалификационные категории. Аттестационное портфолио учителя на представление квалификационных категорий стало содержательней и конкретней. В 2022 подано 32 заявления от учителей истории, обществознания, прошли аттестацию все 32 ч. На ВКК – 16 ч., на I КК- 16 ч.

 

В региональных Конкурсах профессионального мастерства учителей истории и обществознания приняло участие:

  1. В республиканском заочном конкурсе разработок уроков и занятий по формированию финансовой грамотности (с 8 февраля по 30 марта 2022 года) - 14 педагогов.
  2. В республиканском заочном конкурсе видеоуроков и классных часов «История автономии в лицах», посвященном 100-летию Ойротской автономной области (с 10 марта по 29 апреля 2022 года) - 16 педагогов.
  3. В конкурсе творческих мастерских «По страницам подвига» (с 10 октября по 12 декабря 2022» – 13 педагогов.
  4. В конкурсе «Лучшая презентация учителя ОРКСЭ «Народы России единством сильны!» по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (с 10 октября по 30 ноября 2022 года) – 8 педагогов.

Участие педагогов желает быть лучше. Всего приняло участие за 2022 год 51 педагог, это   8% от числа учителей истории, обществознания, ИГА. По сравнению с прошлым годом в 2022 году количество участия педагогов в конкурсах уменьшилось на 18%.

 

На основании плана работы Ассоциации на 2022 год были проведены 4 заседания Ассоциации:

Первое заседание в режиме видеоконференцсвязи (25.01. 2022)

Тема: ФГОС 2021: новые требования к результатам обучения и средства их достижения в УМК по истории.

  1. Концепция преподавания истории России в школе. Изменения и дополнения.
  2. ЕГЭ по истории в 2022 году. Обзор изменений.
  3. Практическая мастерская учителя (по заявкам учителей).
  4. Утверждение итогов работы Ассоциации за 2021 год. Определение приоритетных задач на 2022 г.

Второе заседание в режиме видеоконференцсвязи (24.02. 2022)

Тема: «Повышение качества исторического и обществоведческого  образования учителей истории и обществознания, ИГА в период реализации обновленных ФГОС основного общего образования».

  1. Обновленный ФГОС ООО: особенности содержания и механизмы реализации. https://edsoo.ru/Prikaz_Ministerstva_prosvescheniya_Rossijskoj_Federacii_ot_31_05_2021_287_Ob_utverzhdenii_federalnogo_gosudarstvennogo_obrazovat.htm
  2. Примерная рабочая программа основного общего образования. История (для 5-9 классов образовательных организаций).
  3. Методология преподавания трудных вопросов в курсе Отечественной истории.
  4. Утверждение информации о работе Ассоциации за 2021 год.
  5. О проведении единых уроков, посвященных Великой Отечественной войне, «Моя страна», «События на Украине».

Третье заседание Ассоциации

Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в рамках обновленных ФГОС ООО» (4.03.2022)

  1. Готовимся к оценке качества образования в формате PISA, ВПР: ресурсы УМК по обществознанию по вопросам глобальных и финансовых компетенций учащихся.
  2. Вопросы финансовой грамотности в преподавании курса обществознания с участием представителей издательств «Русское слово», «Дрофа» «Просвещение» и др.
  3. Итоговая аттестация 2022 по обществознанию. Часть вторая (разбор заданий).  МБОУ «Лицей №1 г. Горно-Алтайска»,  МБОУ «Майминская СОШ №3».
  4. Формирующее оценивание на уроках по обществознанию. МБОУ «Кызыл-Озекская СОШ»
  5. Выступления, мастер - классы педагогов «Методика подготовки учащихся к выполнению наиболее сложных заданий ГИА по обществознанию».

Четвертое заседание Ассоциации

Тема: «Современная концепция исторического и обществоведческого образования» в рамках обновленных ФГОС. (25. 11.2022 года)

1.Функциональная грамотность и ключевые компетентности педагога. Опыт работы с заданиями на функциональную грамотность.

  1. Организация воспитательной и патриотической работы в урочное и внеурочное время.
  2. Требования к рабочим программам в соответствии со стандартами второго поколения, из опыта работы создания рабочих программ учителями истории и обществознания с детьми ОВЗ.
  3. Проектирование современного урока как ответ на социальный вызов с использованием цифровых ресурсов.
  4. Мастерская уроков по истории, обществознанию, ИГА с использованием элементов функциональной грамотности.

На  четырех заседаниях Ассоциации  приняло участие 240 человек.

На заседаниях Ассоциации в 2022 г.  проходило  обсуждение работы учителей истории, обществознания  по вопросам реализации обновленных ФГОС ООО в 2021г.  и ФГОС СОО в 2022 г, рассматривались практические мероприятия,  мастер-классы по темам учебных программ 5-9 классов, по финансовой грамотности. Развитие издательской и рекламной деятельности по популяризации современных достижений в области методики преподавания, инновационных технологий является одним из направлений работы Ассоциации. Это особенно важно в современное время, когда положение ответственности учителя в обществе повысилось в связи с переходом на линейную структуру преподавания истории, а также введением Историко - культурного стандарта. Учителя приняли активное участие в работе мастер-классов, семинаров, вебинаров, проводимых ведущими издательствами «Просвещение», «Русское слово», на которых обсуждались данные вопросы. Черлояков И.Г., председатель Ассоциации, учитель истории, обществознания МОУ «Тондошенская СОШ» отметил, что обновленные ФГОС внесут коррективы в учебные программы, календарно-тематическое планирование, в УМК по истории и обществознанию, что вызовет дополнительную нагрузку на педагогов, выступил с темой:  «Скрайбинг как цифровой образовательный ресурс в проектировании современного урока истории»,  Нестерович Ж.В., учитель истории БОУ  РА «РКЛ» г. Горно-Алтайск,  член предметной комиссии ГИА по истории рассказала об изменениях в заданиях итоговой аттестации по истории и др.  Требования к рабочим программам в соответствии с обновленным ФГОС ООО. Из опыта работы создания рабочих программ по предмету с помощью методического конструктора. Субботина Ольга Анатольевна, учитель истории, обществознания МОУ «Бийкинская СОШ» выступила с темой «Проектирование современного урока с использованием цифровых ресурсов». На хорошем уровне прошел мастер –класс «Мастерская уроков по истории, обществознанию, ИГА с использованием элементов функциональной грамотности» Кобзарь Екатерина Мирзоевна, учитель истории, обществознания МОУ «Иогачская СОШ». Члены Ассоциации отметили, что  анализ моделей контрольных измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ прошлых лет, а также 2022 года по истории и обществознанию выявил обязательность сформированных навыков и умений читательской и финансовой грамотности,  коммуникативной компетентности, которые требуют отработки   для успешного выполнения заданий  государственной итоговой аттестации. Например,  при выполнении заданий с развернутыми ответами ОГЭ и ЕГЭ 2022 года по истории и обществознанию участникам необходимо владеть коммуникативными умениями: четко, логично излагать мысли, отбирать и использовать речевые средства для развернутого ответа в соответствии с нормами языка; использовать различные типы речи (описание, рассуждение).

 

Для успешной реализации обновленных стандартов на курсах повышения квалификации в БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА» преподаватели совместно с членами Ассоциации провели ряд мероприятий в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) и обновленного ФГОС ООО. 

На практических занятиях учителя разрабатывали  варианты конструкторов рабочих программ и учебно-тематического  плана по истории и обществознанию для 5-9 классов. На заседании круглого стола по теме: «Формирование и оценка метапредметных и личностных результатов обучающихся на уроках истории и культуры Горного Алтая» обсуждали положительные и отрицательные факты и риски  работы в связи с введением обновленных ФГОС. На круглом столе:  «Использование технологий работы с текстом на уроках истории, обществознании» рассматривались вопросы:

  1. Методические приемы работы с различными источниками на уроках истории и обществознания.
  2. Особенности работы с историческими документами, научными текстами.
  3. Работа на уроках истории с исторической картой.
  4. Использование статистической информации в процессе организации познавательной деятельности обучающихся.
  5. Технологии смыслового чтения и анализа исторического и обществоведческого текста, составления различных вопросов по тексту учебника.
  6. Специфика текстов и заданий в итоговой государственной аттестации по истории, обществознанию.

 

В рамках круглого стола по теме: «Преподавание финансовой грамотности: реалии и векторы развития» отрабатывались основные подходы к организации учебного процесса по финансовой грамотности. Все педагоги отметили важность введения курса финансовой грамотности в школах. Отработка заданий по финграмотности в школах поможет учащимся при выполнении заданий олимпиад, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Отмечается активное участие привлеченных специалистов по  данной тематике в работе курсов с темами: «Формирование финансовой грамотности как компонент функциональной грамотности обучающихся»         Маматова О.В., преподаватель КАУ ДПО «Алтайский институт развития имени А.М. Топорова»; «Кибергигиена в сфере безналичных платежей»,     Тарабрина Ю.В., ведущий экономист сектора платежных систем и расчетов Отделения – Национального банка по Республике Алтай Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации; «Методы и приемы формирования финансовой грамотности в начальной школе»,  Жаркова Е. Н., к.п.н., доцент, соавтор учебного пособия «Секреты финансовой грамоты» для 2-4 классов АО «Издательство «Просвещение», научный консультант АНО «Научно-образовательный центр «Открытые инновации»; «Формирование навыков принятия финансовых решений у обучающихся 7-11 классов», Дубинина С.П., ведущий методист центра географии и картографии АО Издательство «Просвещение», «Финансовые инструменты для жизни»; Галенко В.А., главный экономист Отделения НБ, Барнаул и др. Активность учителей на круглых столах была высокой.

 

На семинаре для учителей истории и ОРКСЭ: «Содержательно-методические особенности преподавания основ светской этики в условиях реализации обновленных ФГОС.          Проектная деятельность» под руководством Алексеева А. П., советника Генерального директора издательства «Русское слово»,  учителя узнали о новшествах по формированию универсальных учебных действиях в области проектной деятельности.

 

Итоги диагностики предметной и методической компетентности учителей-предметников в рамках подготовки выпускников к итоговой аттестации по истории, обществознанию, экономики, праву в 2022 году выявили затруднения в проверке итоговых работ учащихся в области работы с историческими картами, с текстами, таблицами, проектами и заданиями творческого характера, написанием эссе.

 

Рекомендовано во 2023 г. учителям истории, обществознания увеличить практическую работу, отрабатывая навыки проблемных вопросов введения ФГОС СОО на семинарах, заседаниях методических советов, методических объединениях, в рабочих группах на школьном и муниципальном уровне.  Обратить внимание на работу с конструктором рабочих программ. Проводить системный    анализ  пробных  ЕГЭ  по    предметам со своими учениками,  своевременно информировать обучающихся, их родителей с результатами и возможными прогнозами. В подготовке к урокам и в самоподготовке обучающихся,  в рамках обновленных ФГОС СОО, предложено работать в системе с открытыми сегментами банка заданий ЕГЭ и ОГЭ (сайт Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru) и другие федеральные сайты. Каждому педагогу для систематизации материала по своим наработкам создавать электронное портфолио.

 

Ассоциация учителей истории и обществознания, ИГА РА признаёт необходимость решения ряда задач в 2023 году:

  1. Усилить работу с учащимися по воспитанию гражданской идентичности и патриотическому воспитанию на уроках и внеурочных мероприятиях истории, обществознания, в том числе на формирование и оценку метапредметных, предметных компетенций.
  2. Рекомендовать учителям уделять большее внимание на содержание заданий и критериев оценивания ЕГЭ в соответствие с требованиями ФГОС ООО, содержанием учебников, включенных в Федеральный перечень.
  3. Учителям истории проанализировать УМК по истории и направить аналитические справки в ИПКиППРО РА в январе 2022 года с учетом введения нового предмета «Введение в новейшую историю».
  4. Оказывать консультационную помощь руководителям муниципальных и школьных методических объединений по построению системы работы с учителями истории, обществознания, ИГА направленной на их профессиональное развитие в связи с обновленными требованиями ФГОС ООО, СОО.
  5. Развивать наставничество в профессиональной среде историков, включая социальные вопросы, содействовать их правовой защищенности.
  6. Активизировать участие учителей в региональных, федеральных конкурсах, в работе стажировочных площадок в части продвижения лучших педагогических практик преподавания учебного предмета «История» и «Обществознание», расширяя охват учителей истории, использующих современные методики преподавания, работающих в инновационном режиме, показывающих свои уроки, мастер-классы, видеосюжеты с уроков.
  7. Применять в практической деятельности учителям истории, обществознания ИКТ – технологии, портал «Единое содержание общего образования» http://www.iro.yar.ru/index.php?id=5779.
  8. Изучить учителям истории, обществознания:
    1. «Аналитические материалы с результатами апробации Примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования доступны для изучения».  Аналитические отчеты с результатами апробации по видам "Применение в учебном процессе" и "Экспертная оценка" размещены на портале "Единое содержание" https://edsoo.ru/ в разделе "Апробация примерных рабочих программ" (https://edsoo.ru/Aprobaciya_primernih_rabo.htm).
    2. Типовой комплект методических документов по учебным предметам основного общего образования разработан в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по заказу Министерства просвещения Российской Федерации. (Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской деятельности в образовательных организациях, Положение об организации факультативов, элективных учебных курсов, Положение о единых требованиях к устной и письменной речи обучающихся, Положение о порядке ведения тетрадей по предметам, Методические рекомендации по использованию картографических материалов в процессе преподавания учебного предмета «История»,  Методические рекомендации по организации работы с разными видами текстов и статистической информацией на уроках обществознания).
    3. Просмотреть вебинар "Конструктор рабочих программ: плюсы и минусы онлайн-сервиса" на сайте БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА» в разделе вебинары
    4. Изучить материалы: Структура программы воспитания. Основные направления самоанализа воспитательной работы. Алгоритм разработки программы воспитания, условия ее реализации
    5. Рекомендовать учителям истории, обществознания, ИГА проводить массовые исторические мероприятия в соответствии с перечнем утвержденных тем на 2023 год по итогам заседания Общего собрания Российского исторического общества, состоявшего 20 июня 2022 года
      1. 700-летие крепости Орешек (1323 г.);
      2. 375-летие издания в Москве славянской грамматики М. Смотрицкого (1648 г.);
      3. 350-летие со дня рождения А.Д. Меншикова (1673 г.);
      4. 300-летие основания Екатеринбурга (1723 г.);
      5. 300-летие Петербургского договора с Персией (1723 г.);
      6. 250-летие начала восстания под предводительством Е.И. Пугачева (1773 г.);
      7. 250-летие учреждения Санкт-Петербургского горного университета (1773 г.);
      8. 250-летие со дня рождения капитана 1 ранга Ю.Ф. Лисянского (1773 г.);
      9. 225-летие А.М. Горчакова (1798 г.);
      10. 200-летие со дня рождения Н.А. Островского (1823 г.);
      11. 200-летие со дня рождения К.Д. Ушинского (1823 г.);
      12. 150-летие со дня рождения С.В. Рахманинова (1873 г.);
      13. 150-летие со дня рождения М.М. Пришвина(1873 г.);
      14. 150-летие со дня рождения В.Я. Брюсова (1873 г.);
      15. 150-летие основания Политехнического музея (1873 г.);
      16. 150-летие со дня рождения певца Ф.И. Шаляпина (1873 г.);
      17. 150-летие со дня рождения архитектора А.В. Щусева (1873 г.);
      18. 125-летие основания г. Харбина (1898 г.);
      19. 85-летие «Мюнхенского сговора» (1938 г.);
      20. 80-летие победы под Сталинградом(1943 г.);
      21. 80-летие победы в Курской битве (1943 г.);
      22. 80-летие освобождения Донбасса от немецко-фашистской оккупации (1943 г.);
      23. 80-летие победы в Битве за Кавказ (1943 г.);
      24. 80-летие Уральского добровольческого танкового корпуса (1943 г.);
      25. 75-летие Хабаровского процесса (1949 г.);
      26. 70-летие завершения Корейской войны (1953 г.);
      27. 30-летие Конституции Российской Федерации (1993 г.)
    6. Включиться в работу ПРОЕКТа «РИО.Компас». Это крупнейшая библиотека онлайн-ссылок на верифицированные исторические материалы, размещенные в Рунете. Даже не зная имен исторических деятелей или устоявшегося названия интересующего периода, можно сориентироваться в «РИО.Компасе» по визуально оформленным «иконкам». логотип pgrants gp   Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.