9 ноября 2021 года на базе нашего Института в режиме онлайн состоялся семинар «Межконфессиональный диалог в поликультурном пространстве Республики Алтай», в котором приняли участие 85 педагогов всех 11 муниципальных образований.
Тема семинара является особо актуальной и важной для образования в настоящее время. На уроках ОРКСЭ у учащихся формируется базовое понимание многообразия культур, разных религиозных традиций, поэтому от учителя ОРКСЭ требуется проведение большой творческой и в то же время ответственной работы по организации образовательного процесса, решение ряда ключевых вопросов организационного, методического, теоретического и содержательного характера.
На семинаре были рассмотрены и обсуждены важные для практики обучения вопросы:
Современная религиозная ситуация в Республике Алтай.
Хвастунова Ю.В., преподаватель ГАГУ, канд. филос. наук, доцент.
- Гендерный вопрос в христианстве.
Башкатов С.Л., протоиерей, руководитель отдела по религиозному образованию и катехизации Горноалтайской епархии.
- Коран в восприятии русских поэтов.
Алексеев П.В., доктор филол. наук, доцент ГАГУ.
- Религиозно-культурные традиции алтайского народа в современных условиях.
Тадышева Н.О., канд. ист. наук, проректор по учебно-методической работе ИПКиППРО РА.
- Проблемы преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ в Республике Алтай.
Соловьева Т.В., методист ИПКиППРО РА.
В ходе семинара были отмечены следующие положительные моменты:
- создание в общеобразовательных организациях РА оптимальных условий освоения учащимися рабочей программы курса ОРКСЭ;
- совершенствование учебно-методического и информационного обеспечения реализации курса ОРКСЭ на региональном уровне;
- повышение эффективности организационно-управленческих механизмов реализации курса ОРКСЭ.
Участники семинара отметили следующие проблемы: частую сменяемость учителей ОРКСЭ, низкую активность участия в региональных конкурсах по данному направлению; низкий уровень выполнения заданий входной и выходной диагностики профессиональных компетенций педагогов на курсах повышения квалификации; работа по старым УМК.
В ходе обсуждения обозначенных проблем рекомендовано:
- использовать широкий спектр современных образовательных методик и технологий, нацеленных на организацию живого диалога в классе, деятельное участие учащихся в образовательном процессе;
- активизировать работу по использованию различных форм внеурочной деятельности, обучающихся в рамках изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ, способствующих популяризации предмета через интересные формы проведения родительских собраний, экскурсии, олимпиады и т.д.;
- рекомендовать изучение новой примерной рабочей программы по ОРКСЭ на заседаниях методических объединений ОРКСЭ в ноябре-декабре 2021 года (Примерная рабочая программа начального общего образования по предметной области (учебному предмету) «Основы религиозных культур и светской этики», одобрена решением ФУМО по общему образованию 27.09.2021г., https://documentcloud.adobe.com/link/review?uri=urn:a);
- транслировать лучшие педагогические практики по реализации курса ОРКСЭ на школьных и муниципальных сайтах;
- проводить мониторинг эффективности профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности учителей ОРКСЭ.