РЕЗОЛЮЦИЯ августовского совещания работников образования Республики Алтай

«Формирование единой культурно-воспитательной системы в сфере образования Республики Алтай»

              22 августа 2017 года в г. Горно-Алтайске состоялось августовское совещание работников образования Республики Алтай по теме: «Формирование единой культурно-воспитательной системы в сфере образования Республики Алтай», организованное Министерством образования и науки Республики Алтай. В работе совещания  приняли участие более 400 работников образования, представители органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций из всех муниципальных образований региона.

      В докладе министра образования и науки А.В. Бондаренко были сформулированы главные задачи на новый учебный год:

  • совершенствовать механизмы  планирования результатов воспитательно-образовательного процесса и с учетом особенностей и возможностей каждого ребенка и обеспечения их положительной динамики;
  • развивать современные формы  организации профессионального развития педагогов, позволяющей вырабатывать общие стратегии  и ценностные смыслы проводимых изменений;
  • внедрять в систему управления эффективные модели кооперации, позволяющие иметь точки роста, передовые практики по достижению ценностных ориентиров в воспитании подрастающего поколения;
  • обеспечить научно-методическую поддержку  развития оценки качества личностных результатов образования на уровне региона.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ А.В. БОНДАРЕНКО (Посмотреть)

  В результате обсуждения приоритетных направлений формирования единой культурно-воспитательной системы в сфере образования Республики Алтай в ходе работы 6 презентационных и 4 переговорных площадок,  практикоориентированного, экспертного и установочного семинаров участники совещания определили комплекс мер, рассмотрение, нормативно-правовое и финансово-экономическое обоснование которых должно быть обеспечено Правительством Республики Алтай, Министерством образования и науки Республики Алтай, органами местного самоуправления муниципальных образований, Республиканской организацией профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, образовательными организациями республики, в рамках закрепленных компетенций, в 2017- 2018 учебном году.

 Формирование гражданской идентичности в современной социокультурной среде:

- создать условия для качественных изменений в системе духовно-нравственного воспитания обучающихся:  переосмысления педагогических принципов, изменения  способов воспитания  и организационных форм работы, позволяющих создавать педагогические условия для глубокого формирования ценностно-смысловой сферы личности;

- расширить практику проведения массовых культурно-образовательных мероприятий, имеющих социальную значимость и направленных на духовную консолидацию общества с широким участием молодежи, общественных организаций и родительского сообщества;

- развивать систему ученического само(со)управления и детское движение,  повышать роль и  участие ученических коллективов в решении ключевых вопросов школьной жизни;

-  использовать в воспитательной работе современные  формы и технологии, в том числе:  организация молодёжных пресс-центров; ведение блогов, групп в социальных сетях, посвященных патриотическим мероприятиям; организация информационных акций онлайн и офлайн; создание и использование мотивационных роликов (социальной рекламы) и др.;

- разработать систему критериев и показателей для осуществления мониторинга инновационного опыта образовательных организаций, направленного на выявление успешных практик воспитания и социализации обучающихся;

- провести мониторинг оценки качества организации условий достижения личностных результатов освоения основных образовательных программ начального и основного общего образования, в том числе оценки качества преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»,  реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Формирование у обучающихся профессиональной идентичности, готовности к профессиональному выбору:

- разработать и реализовать в системе повышения квалификации  учебные модули по моделированию программ курсов внеурочной деятельности  с привлечением ресурсов образовательных организаций дополнительного образования,  культуры и спорта;

- провести модернизацию дополнительных общеобразовательных программ с учетом современных  социокультурных условий и образовательных потребностей детей и подростков;

- активизировать участие образовательных организаций в конкурсах федерального уровня для получения грантовой поддержки инженерно-технического, туристско-краеведческого  и других направлений дополнительного образования;

-расширить возможности образовательных организаций в профориентационной работе с различными категориями обучающихся: одаренными, «группы риска», с ОВЗ;

- развивать сетевое взаимодействие для объединения образовательных ресурсов школ, учреждений дополнительного образования, организаций профессионального образования   реализации образовательных проектов и социальных инициатив;

- организовать работу по содержательному наполнению образовательных программ каникулярного отдыха обучающихся с приоритетом профильной ориентации и, соответственно, подготовке квалифицированных кадров для их реализации;

- расширить возможности организации профильных смен, творческих и интеллектуальных конкурсов для способных и одаренных детей в целях выявления и поддержки высокомотивированных обучающихся в избираемых профильных видах деятельности.

Профессиональная среда как условие   становления личности педагога:

 - развивать и поддерживать в профессиональной среде педагогов формы, методы и способы сотрудничества и взаимодействия с коллегами, обучающимися и родителями, основанные на эмоционально-личностной вовлеченности  в воспитательно-образовательный процесс, нормах профессиональной этики;

- содействовать повышению статуса методистов и методических служб,   через организацию профессиональных конкурсов для методистов;

- создать просветительские, обучающие, творческие площадки для старшеклассников, студентов педколледжа и ГАГУ в целях привлечения в профессию и повышения имиджа педагога;

- оказывать поддержку проектных инициатив молодых педагогов для эффективной социальной и профессиональной адаптации молодых педагогов в соответствии с профессиональным стандартом;

- инициировать создание школьных клубов  по интересам как   общественных организаций учителей, родителей и учащихся, способствующих развитию традиций народной педагогики;

-усилить контроль за исполнением мер по  социальной поддержке работников образования, в том числе молодых педагогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Алтай, как в виде денежных выплат, так и в части создания и улучшения жилищных условий.

  Психологические аспекты педагогического взаимодействия в воспитании обучающихся:

- обеспечить повышение качества кадрового состава служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в условиях образовательных организаций;

- актуализировать изучение вопросов коммуникативной культуры участников образовательного процесса через методическую работу в образовательных организациях, органах управления образованием, на курсах повышения квалификации;

- развивать комплексное, многоуровневое психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения, имеющее междисциплинарную направленность (психология, дефектология, медицина, социальная педагогика) и включающее  всех субъектов педагогического процесса;

- обеспечить внедрение эффективных форм педагогической деятельности по профилактике асоциального и антисоциального поведения, школьных рисков, агрессии, предупреждению табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ, формированию умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

- организовать работу по освоению и внедрению методов школьной медиации в образовательные организации республики;

- обеспечить комплекс психолого-педагогических условий для работы с одаренными детьми, включающий особенности проектирования образовательного процесса на основе моделирования ситуаций незавершенности и открытости деятельности;

- повышать воспитательный потенциал родителей через создание регионального отделения «Всероссийского родительского собрания»; организацию форм родительского общественного контроля, организацию родительского всеобуча с привлечением представителей государственных структур и общественных организаций.


О мастер-классах в рамках августовского совещания работников образования Республики Алтай 22 августа 2017 года

       В рамках августовского совещания работников образования Республики Алтай проведено  8 мастер-классов. Это –4 заместителя по воспитательной работе, 2 педагога дополнительного образования, 2 воспитателя ДОУ из 7 муниципальных образований республики (2 педагога из Онгудайского, 1 – Турочакского, 1 – Кош-Агачского, 1 – Чойского, 1 – Улаганского, 1 – Чемальского районов и 1 педагог из г. Горно-Алтайска). Всего приняли участие в работе 50 педагогов.

Также были представлены 2 персональные выставки педагогов: «Без березы я не мыслю России, а будущее России – дети» - учителя начальных классов МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» Нуралиной М.А.; «Добрята»  - учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайска» Шаповаловой С.Г.    

Особый интерес у педагогов вызвал мастер-класс Енчиновой Аяны Григорьевны, заместителя директора по воспитательной работе МКОУ «Бельтирская СОШ»  по теме «Наше воспитание – наша действительность». Он был проведен в форме групповой работы.


О работе презентационной площадки № 1«Детский сад и семья – единое образовательное пространство»

          В работе презентационной площадки приняли участие руководители, воспитатели дошкольных образовательных организаций, специалисты муниципальных органов управления образования (23 человека).         

Рассматривались вопросы по следующим направлениям:

  • работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО;
  • инновационные формы работы с родителями;
  • социальное партнерство семьи и детского сада.

Всего было 6 выступлений.

Отметим,  что по обозначенным направлениям большая работа  проводится в таких детских садах как МБДОУ «Детский сад №8 «Сказка» общеразвивающего вида г. Горно-Алтайска», МБДОУ «Березка» с.Иогач, МБДОУ «Детский сад «Алтынсай»» с.Шебалино, МБДОУ «Коргонский детский сад».

Представленный опыт данных дошкольных образовательных организаций рекомендован для распространения через методические объединения и организацию стажировок в рамках курсов повышения квалификации.


О работе переговорной площадки  № 4 «Психологические аспекты педагогического взаимодействия в воспитании обучающихся»

           На площадке работали 18 человек, большинство педагогов-психологов. Работа проходила в форме дискуссии и мозгового штурма. Были обсуждены следующие вопросы:

- педагогическое взаимодействие в воспитании детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

- педагогическое взаимодействие в воспитании детей с ОВЗ и инвалидов;

- коммуникативная культура в образовательной организации в процессе воспитания одаренных детей.

Участники делились опытом работы и проблемами педагогического взаимодействия в воспитании обучающихся. (Вопиловская Н.П., зам. директора по психолого-социально-педагогической работе КОУ РА «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имени Г.К. Жукова», Медведева О.М., педагог-психолог МБОУ СОШ № 12  г. Горно-Алтайска, Конорева О.В., учитель начальных классов МБОУ «Верх-Бийская ООШ»).