18 марта 2025 г. на базе Института прошла II межкурсовая научно-практическая конференция «Развитие читательской и естественно-научной грамотности обучающихся на всех уровнях общего образования». В работе конференции приняли участие свыше 130 человек: учителя начальных классов, физики, биологии, математики и русского языка – слушатели очной части курсов повышения квалификации.

Основные вопросы, рассмотренные на конференции:

  • формирование читательской и естественно-научной грамотности в урочной и внеурочной деятельности на разных уровнях образования;
  • стратегии и эффективные практики формирования и развития читательской грамотности обучающихся;
  • метапредметные и личностные образовательные результаты: модели и инструменты мониторинга естественно – научной и читательской грамотности обучающихся.

В очной части конференции выступили педагоги Кызыл-Озекской школы, Кош-Агачской школы имени В.И. Чаптынова, Майминского сельскохозяйственного техникума, Турочакской школы имени Я.И. Баляева, Чаган-Узунской школы имени П.И.Оськиной, Жана-Аульской школы, Лицея № 1 имени М.В. Карамаева и школы № 12 г. Горно-Алтайска.

По итогам выступлений спикеров конференции можно констатировать следующее:

  • учителю необходимо на урочных и внеурочных занятиях выстраивать работу по формированию естественно-научной грамотности на основе индивидуальной траектории развития обучающихся;
  • применять задания, нацеленные на формирование естественнонаучной грамотности и основанные на реальных ситуациях (контекстах);
  • эффективно и системно применять оборудование ЦО «Точка роста» для развития естественно-научной грамотности обучающихся;
  • при использовании стратегий по формированию читательской грамотности учитывать изменения в структуре и форматах текстов, наряду с бумажными изданиями использовать тексты с экранов компьютеров и смартфонов;
  • развивать и поддерживать успешный опыт развития читательской грамотности обучающихся, включая проектные и исследовательские практики, задания, построенные на реальных жизненных сюжетах для мотивации учащихся к осознанному освоению знаний в различных контекстах и ситуациях;
  • использовать материалы по региональной и этнокультурной составляющей содержания общего образования в организации проектной и исследовательской деятельности, направленной на формирование читательской грамотности обучающихся;
  • внедрять в практику обучения эффективные способы диагностики формирования и оценки читательской грамотности обучающихся. для выявления динамики формирования читательской грамотности.

Материалы конференции будут представлены в электронном сборнике.