В первом полугодии 2022 года работа Ассоциации учителей истории, обществознания, истории и культуры Горного Алтая Республики Алтай (далее Ассоциация) строилась, согласно утвержденному плану работы на 2022 год, в соответствии с обновленным историческим материалом на основании Концепции преподавания истории России, принятой 23 октября 2020 года, Концепцией преподавания обществознания и обновленными ФГОС.
Поставленные цели и задачи перед Ассоциацией реализовались через следующие направления и формы работы:
- Изучение и применение нормативно – правовых документов в образовательной сфере в области исторического и обществоведческого направления;
- Изучение и разбор трудных разделов, вопросов, тем в рабочих программах по истории, обществознанию, ИГА на сайтах;
- Организацию вебинаров, конференций, круглых столов, семинаров по изучению опыта работы учителей республики в сочетании с практическим показом видеоматериала и мастер-классов;
- Развитие методической компетентности учителей в области использования интерактивных технологий и электронных образовательных ресурсов (ЭОР), обеспечивающих достижение планируемых образовательных результатов;
- Распространение лучших образцов опыта педагогов по формированию и
оцениванию образовательных результатов обучающихся;
- Изучение и распространение педагогического опыта через организацию республиканских профессиональных конкурсов;
- Организацию наставничества в работе с молодыми специалистами;
- Отчеты учителей по вопросам самообразования через анализ работы по индивидуальным программам профессионального развития;
- Повышение квалификации педагогов через систему курсов повышения квалификации, передачу опыта коллегам после обучения с отметкой в чек - листе, проведение МО муниципальных образований по предметам (история, обществознание, ИГА);
- Совершенствование профессиональных компетенций педагогов на основе Профстандарта педагога.
В 2022 году выросла доля педагогов, активно участвующих в работе Ассоциации. Наметилась тенденция к анализу и учету результатов контроля при оценке деятельности, возрастанию роли внутренней оценки, самооценки, побуждающих к саморазвитию и усилению формирующего характера оценивания на уроках истории и обществознания. Это работа улучшилась в связи с активизацией учителей в рамках повышения квалификации через курсовую работу, вебинары, семинары, круглые столы, несмотря на то, что курсы проводились в онлайн-режиме. Количество учителей истории, обществознания, ИГА получивших инновационный уровень по итогам курсовой подготовки в БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА» в первом полугодии 2022 года составляет 19 человек.
Повысилась ответственность учителей к подготовке аттестации на первую и высшую квалификационные категории. Аттестационное портфолио учителя на представление квалификационных категорий стало содержательней и конкретней. В первом полугодии подано 20 заявлений от учителей истории, обществознания, прошли аттестацию все 20 ч. На ВКК – 11 ч., на I КК- 9 ч.
В региональных Конкурсах профессионального мастерства учителей истории и обществознания приняло участие:
- В республиканском заочном конкурсе разработок уроков и занятий по формированию финансовой грамотности (с 8 февраля по 30 марта 2022 года) - 14 педагогов.
- В республиканском заочном конкурсе видеоуроков и классных часов «История автономии в лицах», посвященном 100-летию Ойротской автономной области (с 10 марта по 29 апреля 2022 года) -16 учителей. Принявших участие в конкурсах педагогов, желает быть лучше. По сравнению с прошлым годом в первом полугодии количество педагогов уменьшилось на 21%.
На основании плана работы Ассоциации на 2022 год были проведены 2 заседания Ассоциации:
Первое заседание в режиме видеоконференцсвязи (январь2022)
Тема: ФГОС 2021: новые требования к результатам обучения и средства их достижения в УМК по истории.
- Концепция преподавания истории России в школе. Изменения и дополнения.
- ЕГЭ по истории в 2022 году. Обзор изменений.
- Практическая мастерская учителя (по заявкам учителей).
- Утверждение итогов работы Ассоциации за 2021 год. Определение приоритетных задач на 2022 г.
Второе заседание в режиме видеоконференцсвязи (март 2022)
Тема: «Повышение качества исторического и обществоведческого образования учителей истории и обществознания, ИГА в период реализации обновленных ФГОС основного общего образования».
- Обновленный ФГОС ООО: особенности содержания и механизмы реализации. https://edsoo.ru/Prikaz_Ministerstva_prosvescheniya_Rossijskoj_Federacii_ot_31_05_2021_287_Ob_utverzhdenii_federalnogo_gosudarstvennogo_obrazovat.htm
- Примерная рабочая программа основного общего образования. История (для 5-9 классов образовательных организаций).
- Методология преподавания трудных вопросов в курсе Отечественной истории.
- Утверждение информации о работе Ассоциации за 2021 год.
- О проведении единых уроков, посвященных Великой Отечественной войне, «Моя страна», «События на Украине».
На двух заседаниях приняло участие 98 человек.
На заседаниях Ассоциации в первом полугодии 2022 г. проходило активное обсуждение работы учителей истории, обществознания по вопросам реализации обновленных ФГОС ООО в 2021 году, рассматривались практически с проведением мероприятий, мастер-классов по темам учебных программ 5-9 классов. Развитие издательской и рекламной деятельности по популяризации современных достижений в области методики преподавания, инновационных технологий является одним из направлений работы Ассоциации. Это особенно важно в современное время, когда положение ответственности учителя повысилось в связи с переходом на линейную структуру преподавания истории, а также введением Историко - культурного стандарта. Учителя приняли активное участие в работе мастер-классов, семинаров, вебинаров, проводимых ведущими издательствами «Просвещение», «Русское слово», на которых обсуждались данные вопросы. Черлояков И.Г., председатель Ассоциации, учитель истории, обществознания МОУ «Тондошенская СОШ» отмечает, что обновленные ФГОС внесут коррективы в учебные программы, календарно-тематическое планирование, в УМК по истории и обществознанию, что вызовет дополнительную нагрузку на педагогов.
Нестерович Ж.В., учитель истории БОУ РА «РКЛ» г. Горно-Алтайск, член предметной комиссии ГИА по истории отметила основные изменения в заданиях итоговой аттестации по истории и основные методические проблемы со стороны подготовки учащихся к экзамену. Все члены Ассоциации отмечают, что анализ моделей контрольных измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ прошлых лет, а также 2022 года по истории и обществознанию выявил обязательность сформированных навыков и умений читательской грамотности, коммуникативной компетентности, которые требуют отработки для успешного выполнения заданий государственной итоговой аттестации. Например, при выполнении заданий с развернутыми ответами ОГЭ и ЕГЭ 2022 года по истории и обществознанию участникам необходимо владеть коммуникативными умениями: четко, логично излагать мысли, отбирать и использовать речевые средства для развернутого ответа в соответствии с нормами языка; использовать различные типы речи (описание, рассуждение).
Для успешной реализации новых стандартов на курсах повышения квалификации в БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА» преподаватели совместно с членами Ассоциации провели ряд мероприятий в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) и обновленного ФГОС ООО.
На практических занятиях учителя разрабатывали варианты конструкторов рабочих программ и учебно-тематического плана по истории и обществознанию для 5-9 классов. На заседании круглого стола по теме: «Формирование и оценка метапредметных и личностных результатов обучающихся на уроках истории и культуры Горного Алтая» обсуждали положительные и отрицательные факты и риски работы в связи с введением обновленных ФГОС. На круглом столе: «Использование технологий работы с текстом на уроках истории, обществознании» рассматривались вопросы:
- Методические приемы работы с различными источниками на уроках истории и обществознания.
- Особенности работы с историческими документами, научными текстами.
- Работа на уроках истории с исторической картой.
- Использование статистической информации в процессе организации познавательной деятельности обучающихся.
- Технологии смыслового чтения и анализа исторического и обществоведческого текста, составления различных вопросов по тексту учебника.
- Специфика текстов и заданий в итоговой государственной аттестации по истории, обществознанию.
В рамках круглого стола по теме: «Преподавание финансовой грамотности: реалии и векторы развития» отрабатывались основные подходы к организации учебного процесса по финансовой грамотности. Все педагоги отметили важность введения курса финансовой грамотности в школах. Отработка заданий по финграмотности в школах поможет учащимся при выполнении заданий олимпиад, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию и истории. Отмечается активное участие привлеченных специалистов по данной тематике в работе курсов с темами: «Формирование финансовой грамотности как компонент функциональной грамотности обучающихся» МаматоваО.В., преподаватель КАУ ДПО «Алтайский институт развития имени А.М. Топорова»; «Кибергигиена в сфере безналичных платежей»,Тарабрина Ю.В., ведущий экономист сектора платежных систем и расчетов Отделения – Национального банка по Республике Алтай Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации; «Методы и приемы формирования финансовой грамотности в начальной школе», Жаркова Е. Н., к.п.н., доцент, соавтор учебного пособия «Секреты финансовой грамоты» для 2-4 классов АО «Издательство «Просвещение», научный консультант АНО «Научно-образовательный центр «Открытые инновации»; «Формирование навыков принятия финансовых решений у обучающихся 7-11 классов», Дубинина С.П., ведущий методист центра географии и картографии АО Издательство «Просвещение», «Финансовые инструменты для жизни»; Галенко В.А., главный экономист Отделения НБ, Барнаул и др. Активность учителей на круглых столах была высокой.
На семинаре для учителей истории и ОРКСЭ: «Содержательно-методические особенности преподавания основ светской этики в условиях реализации обновленных ФГОС. Проектная деятельность» под руководством Алексеева А. П., советника Генерального директора издательства «Русское слово», учителя узнали о новшествах по формированию универсальных учебных действиях в области проектной деятельности.
Итоги диагностики предметной и методической компетентности учителей-предметников в рамках подготовки выпускников к итоговой аттестации по истории, обществознанию, экономики, праву в 2021 году выявили затруднения в проверке итоговых работ учащихся в области работы с историческими текстами, проектами и заданиями творческого характера.
Рекомендовано во втором полугодии 2022 г. учителям истории, обществознания увеличить практическую работу, отрабатывая навыки проблемных вопросов введения ФГОС СОО на семинарах, заседаниях методических советов, методических объединениях, в рабочих группах. Проводить глубокий анализ пробных ЕГЭ по предметам, своевременно информировать обучающихся, их родителей с результатами и возможными прогнозами. Педагогам в подготовке к урокам и в самоподготовке обучающихся в рамках ФГОС СОО предложено работать в системе с открытыми сегментами банка заданий ЕГЭ и ОГЭ (сайт Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru) и другие федеральные сайты.
Ассоциация учителей истории и обществознания, ИГА РА признаёт необходимость решения ряда задач во втором полугодии 2022 года:
- Усилить работу с учащимися по истории на формирование и оценку метапредметных, предметных компетенций, обращая внимание на содержание самих заданий и критерии оценивания в соответствие с требованиями ЕГЭ, содержанием учебников, включенных в Федеральный перечень.
- Учителям истории проанализировать УМК по истории и направить аналитические справки в БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА» в сентябре 2022 года.
- Оказывать консультационную помощь руководителям муниципальных и школьных методических объединений по построению системы работы с учителями истории, обществознания, ИГА направленной на их профессиональное развитие в связи с обновленными требованиями ФГОС.
- Развивать наставничество в профессиональной среде историков, включая социальные вопросы, содействовать их правовой защищенности.
- Усилить работу по подготовке учащихся к Республиканской проверочной работе (РПР) по истории и культуре Горного Алтая.
- Отметить активную работу учителей, руководителей методических объединений учителей истории, обществознания в рамках деятельности Ассоциации за первое полугодие 2022 г.
- Активизировать участие учителей в региональных, федеральных конкурсах, в работе стажировочных площадок в части продвижения лучших педагогических практик преподавания учебного предмета «История», расширяя охват учителей истории, использующих современные методики преподавания, работающих в инновационном режиме, показывающих свои уроки, мастер-классы, видеосюжеты с уроков.
- Применять в практической деятельности учителям истории, обществознания ИКТ – технологии, портал «Единое содержание общего образования» http://www.iro.yar.ru/index.php?id=5779.
- Изучить учителям истории, обществознания:
А) «Аналитические материалы с результатами апробации Примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования доступны для изучения». Аналитические отчеты с результатами апробации по видам "Применение в учебном процессе" и "Экспертная оценка" размещены на портале "Единое содержание" https://edsoo.ru/ в разделе "Апробация примерных рабочих программ" (https://edsoo.ru/Aprobaciya_primernih_rabo.htm).
Б) Типовой комплект методических документов по учебным предметам основного общего образования, который разработан ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по заказу Министерства просвещения Российской Федерации:
- Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской деятельности в образовательных организациях;
- Положение об организации факультативов, элективных учебных курсов;
- Положение о единых требованиях к устной и письменной речи обучающихся;
- Положение о порядке ведения тетрадей по предметам;
- Методические рекомендации по использованию картографических материалов в процессе преподавания учебного предмета «История»;
- Методические рекомендации по организации работы с разными видами текстов и статистической информацией на уроках обществознания.