Научно-педагогический состав Института, участвующий в осуществлении научно-методической и научно-исследовательской деятельности, представлен 3 кафедрами, в которых в 2020 году работали 8 старших преподавателей, 6 преподавателей, из них 5 человек имеют ученую степень кандидата наук.
В 2020 году в качестве приоритетных направлений научно-методической деятельности Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай были определены:

– организационно-методическое и научно-методическое сопровождение регионального проекта «Учитель будущего»;

– развитие методической базы внедрения проектного управления в региональную систему образования;

– совершенствование научно-методологической основы инновационной деятельности образовательных организаций региона;

– мониторинговые исследования профессиональных компетенций педагогов в целях выявления эффективных механизмов определения профессиональных
дефицитов и адресной методической поддержки педагогов.

В рамках региональных и федеральных проектов проведены исследовательские работы по таким актуальным темам как оценка качества дошкольного образования, профессиональная адаптация молодых педагогов, освоение образовательных программ по алтайскому языку и литературе, оценка профессиональных компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций.

В 2020 году Институтом разработано 8 новых дополнительных профессиональных программ и учебно-методических комплексов, свыше 20 методических рекомендаций. Итогом совместной деятельности ученых, методистов и учителей республики в 2020 году является издание 22 наименований учебной и методической литературы по этнокультурной составляющей содержания дошкольного и общего образования. Подготовлено к изданию в 2021 году 16 наименований. Использование этих разработок дало возможность педагогам приобрести практический опыт использования различных технологий воспитательной работы, применения современных форм и методов организации учебной деятельности обучающихся, внедрить новые содержательные и технологические аспекты изучения ряда предметов в соответствии с требованиями предметных Концепций.

Результаты реализации приоритетных направлений научно-методической деятельности Института обсуждались в ходе 5 научно-практических конференций, на которых представлены свыше 120 докладов. Содержание большинства выступлений участников конференций свидетельствует об использовании учителями в процессе обучения и воспитания научных достижений педагогической науки. Материалы конференций изданы отдельными сборниками общим объемом свыше 60 печатных листов.